Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Скоро в школу

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

(Адаптация детей к школе как условие обеспечения преемственности в работе детского сада, школы и семьи).

 

Независимо от того, сколько усилий и времени в дошкольном возрасте потрачено на обеспечение готовности детей к школе, практически все они в начальный период обучения сталкиваются с определенными трудностями. От того, как дети адаптируются к новым условиям (школе), во многом зависит их эмоциональное состояние, работоспособность, здоровье, успешность обучения. Организм ребенка приспосабливается к новым условиям не только физиологически, но и психологически.

Можно выделить особо значимые моменты в период адаптации ребенка к школе:

  1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Уровень адаптации зависит от возраста ребенка, от того, посещал ли он дошкольное учреждение, от степени сформированности морфофункциональных систем организма.
  2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится к пространственно-временным отношениям (режим дня, место для хранения школьных принадлежностей), к линостно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе), к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителя).
  3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от интеллектуального развития, от обучаемости, любознательности, коммуникативных способностей.

Безусловно, создание благоприятных условий для адаптации ребенка к школе является важнейшим фактором обеспечения гармоничного развития ребенка. Сроки адаптации могут быть различными. Оптимальный адаптационный период составляет один – полтора месяца. Однако установлено, что у 20 – 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. При стечении неблагоприятных обстоятельств у детей может развиться «адаптационна болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшением состояния здоровья, взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это приводит к тому, что ребенок может отказаться ходить в школу. При стойком проявлении такой симптоматики у него развивается психогенная школьная дезадаптация. В общем под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и физиологического статуса ребенка требованиям общеобразовательной школы.

Факторы риска, которые при определенных условиях могут привести к школьной дезадаптации:

-         соматическая ослабленность ребенка;

-         недостаточная подготовка ребенка к школе;

-         нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;

-         нарушение формирования так называемых школьных навыков (дизграфия, дизлексия):

-         двигательные нарушения (повышенная потребность в движении, моторная заторможенность или расторможенность);

-         нестабильности психических процессов, что проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, бурном реагировании на ситуацию неуспеха;

-         личностные особенности детей (умение контактировать с людьми).

 

Итак, необходимыми условиями обеспечения преемственности являются: знание условии благоприятной адаптации; факторов и причин, приводящих к дезадаптации; профилактика дезадаптации в дошкольном учреждении и начальной школе.

С психологической точки зрения преемственность заключается в обеспечении условий для нормальной адаптации детей к школе:

-         полноценное физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика утомляемости, использование на занятиях пауз, минут отдыха в виде психогимнастических игр и упражнений;

-         основным способом обучения и организации деятельности должна быть игра;

-         основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной в сочетании с групповой и индивидуальной;

-         в работе с дошкольниками должны использоваться моральные стимулы (одобрение, похвала);

-         установление правильных взаимоотношений между детьми  и педагогом, построенные на сотрудничестве, партнерстве.

 

Для того, чтобы у детей не развился синдром «адаптационной болезни», необходимо проводить следующие профилактические меры:

-         подготовительный класс не должен быть переполнен;

-         на родительских собраниях следует проводить просветительскую и консультативную работу по теме «Первые дни ребенка в школе»;

-         нужно дозировать учебную нагрузку на уроках с учетом уровня подготовленности детей;

-         нельзя нагружать детей домашними или дополнительными заданиями в группе продленного дня;

в общении с детьми недопустим авторитарный стиль взаимодействия, необходимо создать в классе положительную эмоциональную атмосферу.

Подготовила педагог-психолог Иванова Ольга Сергеевна.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Психологическая готовность к школе»

 

«Психологическая готовность к школе»

Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Итак,  говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальныхфизических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.  

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать).

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра). О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя. К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.
3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях. Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка.

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться. И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников.

Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

 

Источники: itsel.bspu.unibel.by

Подготовила педагог-психолог Иванова Ольга Сергеевна.

Разделы сайта